Непрерывная обратная связь в Agile командах
August 3, 2012 | Posted by admin under Практики, Статьи |
Автор: Anand Vishwanath
http://www.infoq.com/articles/continuous-feedback-teams
Agile команды образуют тесно взаимодействующее самоорганизованное пространство. Способность каждого адаптироваться к новым практикам и процессам играет важную роль в ее или его успешной деятельности в команде. Своевременные отзывы о работе члена команды от других членов действительно могут помочь скорректировать действия людей, чтобы удовлетворить проектным целям, а также сохранить в командной среде позитивный настрой и дух поддержки.
Если человек получает отзывы команды раз в год или раз в полгода, во время ревью производительности, это мало способствует его успеху в проекте. В самоорганизующихся командах практика непрерывной обратной связи кардинально сокращает цикл получения отзывов, и тем самым ставит людей на путь постоянного совершенствования. Это также способствует созданию здоровой атмосферы открытости и честной реакции на работу других среди членов команды, что критично для Agile команды, которая должна обучаться, быстро адаптироваться и работать, используя весь свой потенциал.
Как структурировать отзыв?
Отзыв можно определить как информацию о прошлом поведении, которая получена в настоящее время, и которая может повлиять на будущее поведение.
Межличностный отзыв может быть позитивным и конструктивным. Позитивным отзывом делиться легче, однако о нем часто забывают в суете проектной работы, хотя он может стать жизненно важным стимулом и поддержать боевой дух членов команды.
С другой стороны конструктивным отзывом сложнее поделиться, для того чтобы его донести нужно правильное время и место.
Хорошо структурированный конструктивный отзыв должен быть о поведении того, кто его получает, и должен основываться на недавних примерах. Тот, кто дает отзыв, должен объективно изложить влияние недавнего поведения получателя отзыва, основываясь на примерах, и высказать свое мнение о том, как лучше с этим справиться. Важно не высказывать свое мнение о поведении как таковом.
Плохо оформленный отзыв
Тот, кто дает отзыв: “Твои отчеты на ежедневных совещаниях (daily standup) приносят мало пользы.”
Лучше сформированный отзыв
Тот, кто дает отзыв: “Я думаю, ты мог бы давать нам более подробный отчет предыдущего дня во время ежедневного совещания. Для начала стоит рассказать о продвижении работы над историей на высоком уровне, и о тех трудностях, по которым тебе требуется помощь.”
Лучшее время для обмена отзывами
Правильное время и место для отзыва так же важно, как и его содержание, поскольку от этого зависит то, как он будет воспринят. В типичном agile проекте есть много ситуаций, когда можно провести обмен отзывами.
Обмен отзывами между разработчиками лучше всего проходит во время сессии парного программирования, когда код находится перед лицом обоих. Эту возможность хорошо использовать, чтобы показать получателю отзыва улучшения, касающиеся стиля кодирования, соответствия руководствам, технического дизайна и т.д..
В кроссфункциональной команде также важно обмениваться отзывами об улучшениях процесса. Например, разработчик считает, что нужно уточнить критерии приемки для пользовательской истории или что пользовательскую историю нужно разделить на несколько более мелких. Этот отзыв может быть полезен для бизнес аналитика / product owner-а, и помогает ему адаптироваться к стилю / предпочтениям команды разработчиков, или наоборот.
Фред (Разработчик) Product Owner-у : “Эти пользовательские истории слишком большие и их сложно разрабатывать.”
Фред (Разработчик) Product Owner-у : “Я считаю, что эти пользовательские истории слишком большие и их можно разбить на более мелкие. Если истории будут меньше, мы сможем разработать их быстрее и показывать их вам через регулярные промежутки времени для получения откликов.”
Не надо откладывать отзыв слишком надолго после связанного с ним события. Однако важно, чтобы получатель отзыва был морально готов к нему.
Это не всегда возможно в команде, работающей под огромным давлением надвигающейся поставки. Тогда командам стоит использовать окончание спринта или релиза как триггеры для обмена отзывами.
Например, команда, с которой я работал, использовала 15 минут в конце ретроспективы спринта для обмена позитивными отзывами друг о друге. Однако, ожидание ретроспективы для обмена отзывами это скорее анти –pattern,и нужно поощрять людей делать это чаще.
Методики для обмена отзывами
Существует много форматов для обмена отзывами, формальных и неформальных.
Обмен отзывами с глазу на глаз
Встреча с глазу на глаз – это наверное лучший способ для того, чтобы начать делать отзывы. Можно делать это через регулярные промежутки времени в течение проекта. Некоторые команды создают матрицу совещаний «один-на-один» для таких отзывов (a feedback matrix).
Обмен отзывами в группе
До того, как начать обмен отзывами в группе, важно удостовериться, что основы обмена отзывами хорошо воспринимаются командой. Можно начать с обмена положительными отзывами во время общих совещаний, таких как ретроспективы. Конструктивные отзывы лучше выносить за рамки совещаний в группе.
Письменные отзывы
Некоторым людям некомфортно обмениваться отзывами в устной форме. Это часто встречается среди людей, которые только пришли в тесно взаимодействующее и открытое окружение, такое как Agile. Важно поощрять в них практику отзывов. Для начала им можно предложить делиться своими отзывами с командой в письменной форме. Обмениваться отзывами можно с помощью email или даже с помощью запечатанных конвертов.
Например, можно использовать карточки розового и зеленого цветов для конструктивных и позитивных отзывов соответственно. На ежедневном совещании дать по одной карточке каждого цвета всем членам команды и попросить их написать отзывы о выбранном на этот день члене команды. Получатель отзывов сам собирает карточки или разрешает прочитать отзывы вслух, если это комфортно для него.
Коучинг
Помощь в реализации механизма непрерывных отзывов, непрерывной обратной связи, очень важна для создания культуры отзывов в команде или в организации. Важно добиться общего понимания того, что такое “хорошо структурированный” отзыв.
В команду обычно входят разные типы людей. Экстравертам может быть легче озвучить свою точку зрения, чем интровертам. Некоторые люди хорошо воспринимают критику, тогда как другие переходят в оборону при первых признаках конструктивного отзыва.
Язык тела также имеет значение для понимания того, как воспринимается отзыв. Например, зрительный контакт очень важен, когда нужно донести критическое замечание и придать серьезности и убежденности своим словам.
Имеет значение правильно выбранное для отзыва время. Возможно, у члена команды был загруженный понедельник, и он не настроен слушать наши отзывы о том, как улучшить его навыки. Нужно постараться найти подходящее для обмена отзывами время, чтобы обсудить все детально, без вмешательств извне. Важно “Спросить разрешения, перед тем как сделать отзыв“, как в примере ниже.
Крис: Стив, я бы хотел поговорить с тобой о вчерашней сессии парного программирования. Сейчас удобно это обсудить? Или лучше выбрать другое время?
Коучинг должен также включать обеспечение подходящей для обмена отзывами обстановки. Коучинг можно проводить на тренировочных сессиях по отзывам и обыгрыванию ролей.
Важно вырабатывать культуру непрерывной обратной связи внутри agile команд. Полученный отзыв должен рассматриваться как дар от того, кто действительно заботится о работе и профессиональном росте получателя отзыва. Со временем обмен отзывами между членами команды должен стать привычкой.
Ссылки
What did you say : The art of giving and receiving feedback – Seashore, Weinberg