Интегрирование опыта взаимодействия (user experience) в баклог продукта
May 18, 2012 | Posted by admin under Практики, Статьи |
Матрица интеграции опыта взаимодействия
Автор: Jon Innes
http://www.boxesandarrows.com/view/integrating–ux–into
Команды, переходящие на agile, часто борются за интеграцию agile с передовыми практиками ориентированного на пользователя дизайна (user-centered design – UCD) в частности и опыта взаимодействия (user experience – UX) вообще. К счастью, использование матрицы интеграции UX помогает объединить UX и agile, включая информацию и требования по UX прямо в баклог продукта.
Agile и UX разделяют некоторые общие практики, такие как итерации и определение требований на основе историй о пользователях. Но с другой стороны agile и UX развиваются для разных целей, поддерживая разные ценности. Методы Agile были разработаны без учета передовых практик UX. Пионеры agile работали над внутренними IT проектами (специализированное ПО) или разрабатывали корпоративное ПО [1, 2].
Экономика продажи потребительских продуктов отличается от разработки ПО для предприятий, для потребительских продуктов UX имеет большее значение. Jeff Bezos заботится о том, знает ли пользователь, как нажать на кнопку, которая кладет деньги в его кошелек, больше, чем Larry Ellison заботится о любой кнопке в Oracle ПО. Larry делает деньги даже если люди не используют его ПО. Oracle продает контракты поддержки и профессиональные услуги, чтобы исправить то, что не нравится заказчикам. Amazon и другие онлайн бизнесы не могут действовать таким образом. Они должны применять UX или они быстро уйдут из бизнеса. Фактору опыта взаимодействия редко уделяют так много внимания, когда конечный пользователь не тот человек, который платит деньги [3].
Agile команды и проблемы UX
Я насчитал две, общие для agile команд, проблемы, когда помогал им улучшить опыт взаимодействия для их продуктов или сервисов:
- Задачи по UX часто упускаются из виду во время планирования релиза и спринта.
- Часто команды не в состоянии измерить влияние UX на затраты по итерации.
Все становится гораздо серьезнее, если обе проблемы присутствуют вместе.
Когда задачи по UX не учитываются, и усилия не измеряются, то команда, выполняющая работы, не понимает, что происходит. Цикл получения обратной связи разрушен. Agile и UX делают акцент на итеративности, но продуктивная итерация возможна только если работает система получения обратной связи.
Вы можете проводить итерации разработки (на которых фокусируется agile) или итерации дизайна (на которых фокусируется UX), но если вы не способны оценить влияние итерации, вы не увидите реальных преимуществ итеративного процесса. У вас не будет никакого представления о том, насколько близко то, что вы предлагаете, к реальным нуждам конечного пользователя. Матрица интеграции опыта взаимодействия (UXI Matrix) решает эти проблемы, привязывая UX к проектному баклогу.
Интегрирование UX в баклог продукта
Scrum (один из наиболее популярных вариантов agile) выступает за создание Баклога продукта, набора историй, которые описывают нужды пользователя. Команда итеративно уточняет требования, от приблизительного (и часто плохо определенного) к более специфичному. Для этого используются истории, описанные с пользовательской точки зрения, для которых существуют условия удовлетворения. Эта концепция перенята из методов ориентированного на пользователя проектирования (user-centered design – UCD). На мой взгляд, это намного лучше, чем другие традиционные подходы к документированию требований, которые часто оторваны от пользовательских целей.
Многие agile гуру [4, 5] обсуждают то, как разбивать требования, от высокоуровневых историй до нужд специфичных пользователей. Даже если ваша команда следует методам сторимаппинга Джеффа Паттона [6], (которые я очень рекомендую) для создания структурированного иерархического представления, вы захотите анализировать истории по другим факторам, когда будете чистить баклог.
Я работал с командами, которые хотели анализировать истории следующими путями:
- Упорядочение по зависимостям или рабочим потокам (сервис для сброса пароля зависит от регистрации пользователя)
- Критичность (какие из этих историй должны быть сделаны, чтобы заказчики заплатили нам в следующем месяце)
- Объем работы (покажите мне все эпики)
- Какие родственные истории у меня есть (найти требования с родственными шаблонами UI)
- По роли или персоне (покажите мне все истории, которые затрагивают персону X)
- Какие истории имеют большое влияние на UX, так что мы можем сфокусироваться на них?
Если проект маленький (по числу членов команды и по числу историй), вы, возможно, сможете отказаться от перестановки карточек историй на стене. Однако, по моему опыту, все неизбежно становится сложнее. Часто при ревью баклога вам нужно рассматривать множество факторов. UXI Matrix помогает вам отслеживать и рассматривать это множество факторов.
Создание матрицы интеграции UX
UXI Matrix – это простой и гибкий инструмент, который расширяет концепцию баклога продукта, включая факторы UX, которые обычно не отслеживаются agile командами. Для создания матрицы интеграции UX, вы добавляете несколько связанных с UX пунктов к вашим пользовательским историям:
Название колонки |
Возможные значения |
Описание |
Персона | Имя | Определяет персону, к которой применяется пользовательская история |
UX сложность | От 1 до 5 (или числа Фибоначчи, если вам так хочется) | Оценивает объем работ по дизайну отдельно от реализации |
История проверена | Да/Нет | История – выдумка или факт? Она базируется на исследовании пользователей или добавлена заказчиком? |
Дизайн завершен | Да/Нет | Достаточно ли проработан дизайн, чтобы можно было начать кодирование (или оценить, сколько времени займет кодирование)? |
Степень завершаемости задачи | От 0 до 100% | Процент пользователей, которые были обследованы, насколько можно было сделать историю без их помощи. |
Кадры | Имя ресурса | Кому принадлежит дизайн. |
После добавления этих колонок ваш баклог продукта начинает выглядеть примерно как на картинке ниже.
Рис 1: Матрица интеграции UX, упрощенный пример
Преимущества использования UXI Matrix
UXI Matrix помогает командам интегрировать передовой опыт UX и ориентированного на пользователя проектирование, включая UX на всех уровнях agile процесса.
Чистка баклога
Во время планирования релиза и спринта вы можете сортировать, группировать и фильтровать пользовательские истории в Excel:
- Группировать по темам или эпикам, или что вы хотите добавить в новой колонке
- Основная персона, набор персон или число персон для пользовательской истории (больше = выше)
- Истории, которые вы проверили, исследуя пользователей и те, которые нужно проверить
- Истрии, которые вы завершили, но должны усовершенствовать, исходя из метрик
- Экспорт историй в формат, который можно использовать в работе над архитектурой
- Связать соответствующие UX результаты, такие как персоны, макеты (mockups) и результаты обследований, с помощью ссылок на них (hyperlinks)
Обратите внимание на итоговые строки в нижней части картинки 1. Эти значения могут помочь вам приоритезировать новые и существующие истории, базируясь на разных UX факторах.
Уменьшение нагрузки на дизайн
Возможно, мой опыт необычен, но даже когда я работал с маленькими командами из семи человек, у нас тоже были проблемы с определением лишних пользовательских историй или персон. У меня такая эвристика – если история делит несколько персон с другой историей в многопользовательской системе, то эта история может быть дубликатом. Также может помочь группировка по темам.
Другая полезная эвристика – если персона делит большой список пользовательских историй с другой историей, то вероятно эти персоны нужно объединить. Персоны, которые делают с продуктом одно и то же, могут использовать один дизайн, если, конечно, у них не абсолютно разные навыки или что-то , что становится очевидным во время ревью персон или проведения обследования пользователей (на котором, на мой взгляд, базируются все хорошие персоны).
Содействие сотрудничеству
Другое серьезное преимущество формата UXI Matrix в том, что вы можете разделять ее с удаленными членами команды.
Перечисление задействованных кадров помогает видеть наглядно, кто что делает (см. колонки под заголовком Кадры). Члены команды могут выяснить, кто работает над связанными историями, проверить, что закончено, особенно если вы сделаете ссылку на дизайн или материалы исследования прямо в матрице.
Например, если стоит Да в колонке Дизайн завершен, вы можете щелкнуть по ссылке на Да, чтобы посмотреть макеты дизайна. Я работал с командами, которым нравилось отслеживать здесь статусы: в работе (work in progress – WIP), черновик (draft – D), проведено ревью (reviewed – R), и т.д. (вместо просто Да или Нет).
Отслеживание вовлечения пользователя и других метрик UX
Матрица интеграции UX также помогает отслеживать и распределять ключевые метрики UX. Одна из ключевых метрик для отслеживания – это контакт команды с реальными конечными пользователями. Например, если вы поговорили с реальными пользователями для проверки персоны, то со сколькими вы говорили? Другая хорошая метрика – как много пользователей вовлечены в тестирование дизайна (через юзабилити тесты, A/B тесты, или другое)?
Вы можете собрать объективные, количественные UX метрики, такие как степень завершаемости задачи, показатель кликов/переходов, показатели удовлетворенности персон. С помощью таких метрик легче убедить команду вернуться к предыдущему дизайну, когда метрики показывают, что что пользователи не могут использовать предложенный дизайн или они не удовлетворены текущим продуктом или сервисом. Часто также бывает полезно отслеживать удовлетворенность пользовательской историей (или специфичную для историй статистику от многовариантного тестирования) в колонке идущей справа от истории.
Ревью UX метрик во время ретроспективы спринта
Такие как в Scrum ревью и ретроспективы критичны для улучшения дизайна и производительности команды. Однако, мало команд считают UX метрики частью ретроспективы. Во время этих собраний, полезно иметь UX метрики рядом с историями, которые вы ревьюируете с командой.
Я попросил команду ответить на эти, относящиеся к UX вопросы, во время ретроспективы:
- Выполнили ли мы наши цели по UX в спринте?
- Показало ли пользовательское обследование, что то, что мы строим – полезно и удобно в использовании?
- Удовлетворены ли пользователи новой функциональностью (новыми историями)?
- Есть ли вероятность, что пользователи будут содействовать продвижению нашего продукта или сервиса для других?
- Есть ли у нас метрики использования продукта (через аналитику сайта) , которые соответствуют нашим ожиданиям?
- Есть ли уже существующая функциональность (истории), которая требует пересмотра до того, как мы добавим что-то новое?
- Какое исследование пользователей нам нужно сделать, чтобы приоритезировать истории, когда мы пойдем вперед?
- Достаточно ли у нас кадров с навыками по UX, чтобы мы могли достичь наших целей?
- Когда мы продвигаемся вперед, должны ли мы:
- Проработать спринт заранее, чтобы удостовериться, что мы провалидировали UX предположения?
- Сделать спайк (spike), чтобы пересмотреть критическую часть UX?
- Переориентировать работы по UX на избранные пользовательские истории или персон?
- Улучшить механизмы получения отклика, чтобы собрать особенности, которых нам сегодня не хватает?
Рис 2: Матрица интеграции UX включает ключевые активности опыта взаимодействия и контекст, относящийся к пользовательским историям, в баклог продукта.
Улучшение дизайнерских решений вашей команды
Как только вы начинаете вести матрицу интеграции UX, дискуссии во время ревью и ретроспектив становятся более информативными. Я использую UXI Matrix, чтобы поставить с командой цели по UX, помочь приоритезировать истории в баклоге, отслеживать прогресс работ по UX и чтобы помочь с решением классической agile проблемы – “что означает то, что сделано”; не только для целого продукта или сервиса, но и для отдельных историй.
Мне было бы интересно услышать об опыте тех, кто использует вариации того, что описано выше или подобные методы. С другой стороны, если вы придерживаетесь agile, и считаете, что все это не соответствует agile, я задам вопрос “можете ли вы доказать, что ваш метод создает лучший UX, без всего того, что описано выше?”
Шаблон матрицы интеграции UX
Начинайте использовать UXI Matrix в вашем мледующем спринте. Загрузите и настройте шаблон Excel, чтобы начать:
- Шаблон матрицы интегрирования UX (33kb Microsoft Excel .xls файл)
Ссылки
[1] Larman, Craig. Agile and Iterative Development: A Manager’s Guide. Pearson Education, 2004.
[2] Sutherland, Jeff. “AgileDevelopment: Lessonslearnedfromthefirstscrum”. Cutter Agile Project Management Advisory Service, Executive Update, Vol. 5, No. 20, 2004: http://www.scrumalliance.org/resources/35.
[3] Cagan, Martin. Inspired: How To Create Products Customers Love. SVPGPress, 2010.
[4] Cohn, Mike. User Stories Applied: For Agile Software Development. Addison-Wesley Professional, 2004.
[5] Cockburn, Alistair. Agile Software Development. Addison-Wesley Professional, 2001.
[6] Patton, Jeff; “It’s All In How You Slice It”, Better Software, January 2005:http://www.agileproductdesign.com/writing/how_you_slice_it.pdf.
-
Vitaly Terekhov